Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Растление блудом»: главная тайна Валентина Плучека

Роли через ширинку: как режиссера Плучека обвиняли в харассменте

Ровно 110 лет назад, 4 сентября 1909 года, родился знаменитый театральный режиссер Валентин Плучек, легендарный худрук Московского театра сатиры. «Газета.Ru» рассказывает о народном артисте СССР, который незадолго до смерти был обвинен в харассменте.

Валентин Плучек начал проявлять тягу к искусству еще в детстве — будущий народный артист СССР в разное время увлекался живописью, актерством и режиссурой. В 1929 году он параллельно с обучением на постановщика в Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда дебютировал на сцене ГосТиМа в спектакле «Ревизор» по Николаю Гоголю.

Спустя несколько лет, продолжая работать под началом Мейерхольда, Плучек основал собственный театр — ТРАМ электриков при столичном электрозаводе имени Куйбышева. В конце 30-х вместе с драматургом Алексеем Арбузовым он открыл театральную студию, где впервые по-настоящему громко заявил о себе. С началом Великой Отечественной войны, впрочем, «Арбузовская студия» фактически распалась, и Плучек в 1942-м был приглашен на должность главы Драматического театра Северного флота в Полярном. Уже после капитуляции гитлеровских войск режиссер ненадолго возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе, однако не проработал на этом посту и пяти лет, став жертвой так называемой «борьбы с космополитизмом».

Именно это увольнение стало поворотным для карьеры Плучека: временно безработного постановщика приютил Московский театр сатиры, которому тот впоследствии отдал полвека (при этом 43 года режиссер являлся его художественным руководителем).

В числе наиболее значимых работ Плучека выделяются такие постановки, как «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Женский монастырь» и, конечно же, «Безумный день, или Женитьба Фигаро», один из самых знаменитых спектаклей в истории СССР, главную роль в котором на протяжении долгих лет исполнял Андрей Миронов (более того — умер культовый актер, как известно, вскоре после выхода на сцену именно в этой постановке).

В 1999-м году, за несколько лет до кончины Плучека, в продажу поступила книга «Андрей Миронов и я» Татьяны Егоровой, бывшей артистки Театра сатиры. В «романе-исповеди» актриса среди прочих (пусть несколько завуалированно, используя прозвище) прошлась и по Плучеку, под руководством которого работала не один десяток лет. И произведение, надо сказать, изрядно подпортило репутацию режиссера.

«Власть уничтожала Чека (здесь и далее под Чеком подразумевается Плучек — «Газета.Ru») с каждым часом, с каждым годом, как компенсация приходило материальное благосостояние: огромная трехкомнатная квартира, ковры, старинная мебель – красное дерево, карельская береза, зеркала, люстры, все это заменило уходящих в дверь разум и душу. <...> Чеком была разработана целая система манипуляции людьми. Власть его растлевала, и ему было обидно, что он растлевается, а остальные — нет, — писала Егорова. — И чтобы не чувствовать себя в одиночестве, он растлевал всех тех, кто находился рядом. Так было комфортнее. Для каждого артиста была создана своя тактика растления: у каждого было больное место».

Согласно артистке, одной из «тактик растления» Плучека — помимо доносов, подобострастия, подарков — был «блуд»: якобы некоторые актрисы добивались ролей, «расстегивая ширинку» режиссера.

«Растление блудом – намекнуть на роль, и артистки, толкаясь локтями, рвутся в кабинет, на четвертый этаж, расстегивать ширинку, до дивана аж не успевали добраться», — утверждала она.

Впоследствии Егорова рассказывала, что Плучек, ушедший из жизни в 2002-м, ознакомился с выдержками из ее книги, касавшимися его самого, — и якобы подтвердил достоверность приведенных женщиной фактов.

«Он был в санатории, и ему послали книгу, подчеркнув все места, касающиеся его. Плучек тогда не ходил, но — о, чудо! Великая сила искусства, он пришел в театр своими ногами. <...> Плучек сказал актерам, с которыми репетировал: «А все, что написала Егорова в своей книге, — правда», — заверяла Татьяна в интервью Дмитрию Гордону.

В том же разговоре с журналистом она также заявила, что в свое время Плучек якобы домогался и ее саму: «Он был в меня влюблен до потери сознания. <...> И вдруг — как на меня прыгнет! Как обезьяна на пальму. Вцепился, начал целовать меня в губы».

Справедливости ради, книгу Егоровой многие ее коллеги раскритиковали, намекнув на лживость некоторых приведенных в ней фактов. Сделал это, в частности, нынешний худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт, сменивший на посту Плучека.

«Танька Егорова вообще удивительная фигура — эта книжка ведь столько шуму наделала... Я там и Мефистофель, и бабник, и у себя дома жену Плучека раздевал, — говорил народный артист РСФСР, комментируя касающиеся его главы. — Егорова — женщина талантливая, но больная, и полемизировать с ней очень трудно, потому что это клинический случай, хотя в то же время Танька — литератор».

Новости и материалы
Китай заявил, что никогда не поставлял оружие сторонам украинского конфликта
В США испугались ответа России на эскалацию конфликта на Украине
Россияне стали больше покупать кондиционеры
Названы главные опасности для домашнего животного на даче
Россиянам рассказали о неприятных сторонах рассрочки
Лавров рассказал о дружбе Чилингарова с дипломатическим корпусом РФ
Российские ВКС уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
В цирке Обнинска медведица напала на дрессировщика во время выступления
Турецский журналист подвергся нападению в США в прямом эфире
В Воронежской области отменили режим опасности атаки БПЛА
Украинцев призвали искать на зиму друзей с отоплением на дровах
Бивол защитил два титула чемпиона мира
Врач предупредила об опасности лечения детей Оземпиком
ВС США назвали даты тестовых пусков МБР Minuteman
Одна из крупнейших партий Германии подверглась масштабной кибератаке
В Иране задержаны участники собрания сатанистов
Опасность атаки БПЛА объявили в Воронежской области
На Западе сообщили об охоте российских FPV-дронов на ВСУ
Все новости