Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ликование в песке

Спектаклем «Сепия» закончилась программа современного танца «Золотой маски»

16 апреля объявят победителей «Золотой маски», в том числе и в номинации «современный танец». Накануне вручения премий на фестивале показали «Сепию» Татьяны Багановой.

Екатеринбургская труппа «Провинциальные танцы» поражает всегда. Уже названия некоторых спектаклей вызывают жгучее любопытство: «Тихая жизнь с селедками» — это что такое? Или «После вовлеченности, часть вторая». Татьяну Баганову, автора упомянутых прекрасных спектаклей, не должна смущать журналистская риторика по поводу названия уральской труппы — именно от восторга многие журналистские тексты начинаются и заканчиваются перепевами названия компании.

У «Сепии», выдвинутой на главный театральный приз в четырех номинациях, конкурентов, прямо скажем, мало. Не рассматривать же в качестве таковых полусамодеятельных питерских «Кукушек» — наивный и концептуально, и пластически рассказ о девичьем подростковом созревании? Или запредельно многозначительных «Едоков» Театра-студии современной хореографии? Это, возможно, неплохой парафраз цитаты из письма Ван Гога о периоде «тревог и блужданий на ощупь». Но все же бессвязный, слишком длинный и перенасыщенный туманными метафорами. По линии современного танца номинированы также «Анна Каренина» — пластический, без слов, спектакль Театра имени Вахтангова, в котором на удивление прилично двигаются драматические актеры, особенно Ольга Лерман в роли Анны. И «Три сестры, действие 1» — работа в рамках московского проекта «Открытая сцена»: белая комната, красное белье на полуголых танцовщицах, брейк с акробатикой, твистом и боксом, Чехов в отдалении.

Все вместе похоже на осовремененный шабаш накануне Ивана Купалы.

Серьезную конкуренцию «Сепии» мог бы составить спектакль «История солдата», совместный проект международного центра танца и перформанса «Цех» и нидерландской компании Club Guy and Roni, хватающая за душу жесткая поэма о сломе сознания современного российского парня, вернувшегося с войны.

Но, к счастью, самые-самые танцпостановки «Маски» друг другу не соперники.

«История», сочетающая современный саунд, слово и движение, проходит в наградных списках фестиваля по разделу «Эксперимент», и только режиссеры Гай Вайцман и Рони Хавер включены в номинацию «лучшая работа хореографа». Выходит, «Сепия» — самый очевидный кандидат в победители.

«Основная идея рассматривать песок как отрицание стабильности не так уж безумна, движение одной восьмой миллиметра, мир, где существование – цепь состояний…» Это написал японец Кобо Абэ, по мотивам которого (роман «Женщина в песках») и сделана «Сепия».

В спектакле Багановой важен оттенок сыпучего элемента — светло-коричневый с желтым, а может, золотисто-бежевый.

Для мистиков разных культур – цвет истины, величия и бессмертия, смирение и отречение, слияние духа и материи, видимость невыразимого, но, может быть, и тревожная алчность. Для героев спектакля – проклятие и подарок. Безостановочно сыплющийся из подвешенных емкостей песок (по слухам, падает мелкая манная крупа) создает ощущение звенящей буддийской пустоты и неуловимой (для слов) смысловой самодостаточности.

Песком отмеряется сценическое и метафизическое время, он говорит о повторяемости и изменчивости.

Он также среда обитания героев и, как говорит Баганова, «внешний фактор, трансформирующий сознание». Емкости, из которых несется вниз золотистая пыль, одновременно похожи на женское тело, песочные часы и скрипку. Бесконечность массы, разделенной на пять потоков (как струны музыкального инструмента), но в итоге разлетающейся золотым дождем, адекватна протяжным «тянущимся» звукам фрагментов симфонии Авета Тертеряна. Если верить хореографу, она сначала придумала концепцию спектакля, а потом подобрала под нее музыку, которая «легла» просто идеально. Как идеален и мерцающий «нездешний» свет, в лучах которого носятся золотые пылинки (работа художницы по свету Нины Индриксон).

Спектакль Багановой — редчайшее в современном искусстве умение актуальным художественным языком говорить не о «чернухе», а о красоте.

За одно это постановщик достойна награды. И стоило увидеть, как струи песка неудержимо несутся вниз, в то время как тела в танцевальных дуэтах вздымаются навстречу, вверх. Как исполнители, одетые в бежевое, самозабвенно «купаются» в сияющем мареве, в образующихся подвижных «барханах». Демонстрируя в танце и покорность обстоятельствам, и скрытый мятеж, и чувственность, приправленную силой. В начале «Сепии» шуршит рыжая оберточная бумага, через которую наружу прорываются запеленутые обитатели песков. В конце жители песочного мира напряженно смотрят на мир сквозь дыры, проделанные ими сквозь бумажную стену. А потом медленно отступают, становясь для публики пленительным миражом — из тех, что морочат голову путешественникам по пустыне.

Новости и материалы
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
Все новости