Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лебедей и пачек не будет

Анонсы музыкальных театров Москвы

В столичном Музыкальном театре сегодня прошел сбор труппы, где были объявлены оперно-балетные премьеры, Большой театр свои планы уже огласил. Самое время осмыслить, что ждет публику в столичных музыкальных театрах до Нового года.

Начнем с оперы. Новинка эпохи кризиса: в наступившем сезоне много концертных исполнений опер, что удешевляет производство и, по идее, должно тешить если не глаз, то хотя бы слух меломанов. Качество оркестра и вокала сразу выходит на первый план: за концепцией ведь не спрячешься, главное лицо — не режиссер, как нынче модно в опере, а дирижер, конечно, вместе с певцами.

Большой театр 12 октября дает первый такой образец — две одноактные оперы.

За пульт встанет молодой, но европейски известный маэстро Владимир Юровский, чтобы интерпретировать «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлика» Александра фон Цемлинского. Первого композитора представлять не надо, скажем лишь, что эта опера Равеля вроде бы детская (по сюжету), но отнюдь не по музыке, в которой отчетливо слышатся все культурно-музыкальные новаторства эпохи создания (1925 год), вплоть до «сюрни» и дадаизма. Равель вникал в сказку французской писательницы Колетт о мальчике, вступившем в конфликт с домашней обстановкой и живностью: они восстают против жестокой глупости отрока. Имя Цемлинского в России возвеличено Мариинским театром. Не так давно там сделали балет по мотивам биографии австрийского композитора, который соперничал за женщину с великим коллегой Густавом Малером. Теперь и в Большом прозвучит «малерообразная» музыка венца (хотя впервые в России «Карлик» ставили в Самаре!). Опус, кстати, написан в 1922 году по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты».

Декабрь в ГАБТе тоже чреват оперно-концертным проектом: современный композитор Филипп Фенелон, мировая премьера его оперы «Вишневый сад».

Если всё пройдет успешно, не исключено, что «Саду» привьют режиссерскую концепцию и «оденут» в декорации и костюмы. Правда, это случится в Парижской опере.

В пандан операм-концертам Большой запускает полнометражного моцартовского «Дон Жуана». Тут, наоборот, царит режиссерский диктат. Оперу, недавно сделанную для фестиваля в Экс-ан-Провансе, в Москву переносит сам постановщик, Дмитрий Черняков. Историю легендарного ловеласа он ловко окунул в гущу любви-вражды близких родственников, осмыслив старинное либретто в духе фильмов Висконти и Бунюэля:

нельзя не вспомнить «Семейный портрет в интерьере» или «Скромное обаяние буржуазии».

Музыкальный театр предлагает «Силу судьбы». Кровавая мелодрама Верди про нравы XVIII века в Испании и Италии запросто может взять приз на конкурсе самых запутанных и самых мрачных либретто. Тут есть героиня, страдающая от неумолимого рока, ее брат, помешавшийся на кровной мести, и ее любовник-полукровка, в финале остающийся не в гордом одиночестве. Плюс массовые военные сцены, навеянные драмами Шиллера и позволяющие прозвучать знаменитым вердиевским хорам. Ставит оперу Георгий Исаакян. На премьере 8 октября он намерен погрузить героев спектакля в атмосферу испанского барокко в современном визуальном преломлении.

А на Малой сцене (с помощью Моцарта) заиграет «Волшебная флейта». В декабре там сыграют спектакль худрука «Стасика» Александра Тителя, сделанный силами его студентов в Театральном институте.

Театр «Геликон» в лице режиссера Дмитрия Бертмана предлагает проект, составленный из оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова вкупе с моцартовским «Реквиемом».

По Бертману, в знаменитом отравлении не все так просто, как многие думают. Не позже чем 29 сентября режиссер намерен окончательно разобраться в этом вопросе и дать ответ, кто там был гений, а кто преступник.

«Новая опера» 16 декабря пригласит сразу на три современные монооперы. Спектакль «Голос женщины» объединит в одном смысловом поле «Нежность» Виталия Губаренко (по новелле Барбюса), «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа (по новелле Цвейга) и «Ожидание» Микаэла Таривердиева (на стихи Роберта Рождественского). Все опусы — о нелегкой женской доле.

Теперь про балет. Просто сенсация: в этой половине сезона ни одной премьеры академической классики, и это у нас, где «Лебединое озеро» — навечно наше всё!

Первая балетная премьера Большого — спектакль «Creation-2010» 14 сентября, совместно сооруженный танцовщиками ГАБТа и французской компанией «Балет Анжелена Прельжокажа». Название самим автором дано длинное: «А дальше — тысячелетие покоя. Творение-2010». Это снова мировая премьера, снова Экс-ан-Прованс, где базируется труппа хореографа и где шли репетиции, они же «притирка» наших классических танцовщиков и западных специалистов по современному танцу. Балет навеян Апокалипсисом, по ходу дела обещаны радикализмы вроде массового топтания флагов, но конца света на сцене не будет: автора, как он говорит, больше интересует рождение нового в момент разрушения старого.

Ближе к Рожеству ГАБТ покажет классику XX века — балет Уильяма Форсайта «Херман-Шмерман» вкупе с «Рубинами» Джорджа Баланчина.

Это царство скоростной виртуозности.

И если второе название немного объясняет смысл синкопирующего бессюжетного балета на музыку Стравинского, то первое не несет никакого содержания, кроме балетмейстерского произвола: Форсайт, мастер модернистского драйва на пуантах, именно так любит дразнить публику. Взял, к примеру, в название бессмысленную фразу из старой американской комедии — и баста.

Музыкальный театр снова впередсмотрящий в области современного танца.

4 ноября здесь представят одноактный балет «Slice to Sharp» («Затачивая до остроты») финского хореографа Йормы Эло. Его спектакли в России никогда не ставились, но Эло, хореограф-резидент Бостонского балета, в мире весьма известен. Энергичный «Slice to Sharp» сделан на музыку Антонио Вивальди и Генриха Бибера, и под звуки скрипки в духе XVIII века и тут развернутся пластические гонки. Видно, медленные танцы надоели хореографам эпохи клипов.

Самый скромный сезон планируется в «Кремлевском балете» — никаких московских премьер, лишь гала-концерт 1 декабря по случаю 20-летия коллектива, правда, с участием солистов Большого и Мариинки.

Кстати, о концертах.

Не самый хилый проект такого рода намечен в том же Кремлевском дворце 26 сентября. Он называется «Звезды балета XXI века», и, судя по роскошной программе, название не просто рекламный ход: обещаны, в частности, наши Диана Вишнева и Наталья Осипова, Алина Кожокару из Лондона, Лючия Лакарра из Мюнхена, Марчелло Гомес из Нью-Йорка и Матье Ганьо из Парижа. С 15 декабря в Москве и России стартует российско-французский фестиваль совсем современного танца, где последний уже не танец, а, скорее, перформанс. И абсолютно грандиозный концерт пройдет 8 декабря в Большом театре: торжественно закрыть Год Франции в России, а также Год России во Франции доверено звездам нашего и парижского балета.

Новости и материалы
В США заметили неожиданную смену риторики Блинкена по Украине
В Приморском крае подросток решил сократить путь и получил удар током на крыше поезда
Ракетная опасность объявлена на всей территории Белгородской области
Владимирские хирурги прооперировали ребенка, проглотившего детали от конструктора
Кандидат в президенты США объяснил, почему ядерные учения РФ обоснованы
Мошенники похитили у врача-кардиолога из Красноярска 10,4 млн рублей
Взрывы произошли в Белгороде после объявления ракетной опасности
В США рассказали, когда РФ достигнет цели по демилитаризации Украины
Названы лучшие инструменты для создания пассивного дохода в 2024 году
Россиянам рассказали, как и зачем правильно флиртовать
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Все новости