Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Время летающих топоров

Редактор отдела «Мнения»

Стабильность все-таки есть — например, в виде ежесентябрьской новой книги Виктора Пелевина. Вот и в этом году 8 сентября в книжных магазинах появится двухтомный роман под названием «Смотритель». 13-й по счету.

Если судить по аннотации, то это исторически-фантазийный роман, в котором император Павел I не был убит заговорщиками, а благополучно покинул Петербург и отбыл в мир, придуманный Францем Антоном Месмером, немецким врачом, автором учения о «животном магнетизме».

Если судить по опубликованным отрывкам, то это Дэн Браун, скрещенный с Карлосом Кастанедой, умноженный на Сергея Минаева.

В общем, режим «книга в год» еще ни на каких талантах хорошо не сказывался.

Новый роман выглядит подчеркнуто отстраненным от реальности — Павел I, Месмер, параллельные миры. «Смотритель» о том, что... впрочем, о чем этот роман на самом деле, будет зависеть от читателя и его выбора», — кокетливо сообщает издательство. И все это на контрасте с прошлогодней «Любовью к трем цукербринам», бесстыдно наполненной приметами современной жизни — социальные сети, оппозиция, события на Украине, Angry Birds.

«Актуалочка», так жадно выискиваемая критиком в любом художественном произведении, выдается здесь на-гора и оставляет ощущение легкого отравления, как будто пересидел в твиттере Кашина.

А ведь то, что даже Пелевин, этот старательный певец абсурда общественного устройства, плюнул на попытку летописать нашу с вами жизнь, очень показательно. Ее теперь осмыслить-то довольно трудно, не то что заключить в емкую художественную форму.

Тем более эта художественная форма, судя по всему, уже существует, и именно в ней мы живем.

Иначе чем объяснить наличие в нашей жизни летающего топора в руках президента, донос на соседку, поедающую польских гусей, предложение Госдумы регулировать количество кошек в квартире, арест политика за «нарушение тишины». Или хотя бы взять мистическую историю с питерским «Мефистофелем», в которой оказались замешаны не только сердобольные казаки, но и священники-доносчики. Это в кои-то веки, действительно, оказалось посильнее «Фауста» Гете.

Кто-то шутит, что из-за всего происходящего в реальности Сорокину приходится стирать написанное за день. И ведь правильно, что стирает, — бессмысленно пытаться заново изобретать образы, которых и так полно на новостных лентах.

Жанр саркастичной антиутопии переместился в газетные колонки и для большой литературы, в принципе, потерял всякий смысл.

К тому же Сорокин в свое время уже все написал, оказавшись без шуток величайшим русским провидцем. И, кстати, не только русским. Например, в той же «Теллурии» Европа предстает пережившей мусульманское нашествие: «Старушка. Ей пришлось нелегко. Ваххабитский молот ударил по ней. Ударил беспощадно, жестоко. Но Европа выдержала этот удар, хребет ее не сломался. Хотя и треснули многие кости».

Парадокс «неописанного и неописуемого времени» возникает перед нами не первый раз. Те же нулевые, о которых уже можно смело говорить в прошедшем времени, тоже так и не дали нам языка, на котором о том времени можно было бы говорить. Другое дело, что само это отсутствие может быть его лучшей характеристикой.

Пластиковый блеск свежего евроремонта, запах суши, доставленных в «однушку» в Марьино, невыразительные лица в отблеске компьютерного монитора. Характеры исчезли, остались только типы, из которых вынули трагический нерв, но не вставили ничего взамен. Не люди, а очертания людей на рынке или эскалаторе метрополитена, как в «Шультесе» Бакура Бакурадзе. И бесполая тишина, только проклятый вопрос доносится из скрипучего магнитофона: «Леша я или не Леша?»

В этом смысле идеальным выразителем и символом нулевых стало именно кино, а не литература. И именно кино «новой русской волны», «новые тихие», в фильмах которых герои принципиально не разговаривают, а только лишь насуплено смотрят в камеру, изредка роняя максимально сжиженные по смыслу матерные ругательства.

Самое важное, что сделали режиссеры нулевых, — нащупали отсутствие языка, впрочем, за это открытие их и нещадно критиковали, принимая его за плохой слух.

Может быть, поэтому про нулевые и нельзя было написать программный текст, для этого просто не хватило бы слов.

В отличие, кстати, от 90-х. Которые как раз и стали главной темой для рефлексии многих современных писательских талантов: от Прилепина до Иличевского. Вот уже где настоящее раздолье ярких характеров, авантюрных сюжетов и невыносимой экзистенциальной трагики. В более спокойные нулевые многие заново открыли для себя и литературу писателей 90-х, потерянных в водовороте тех «лихих» лет: Нарбикову, Новикова, Радова.

На кино, кстати, и сейчас большие надежды. Тот же «Левиафан» Звягинцева дал целую линейку универсальных образов, которой легко и удобно пользоваться в описании особенностей российской жизни. В каком-то смысле он и стал программным произведением, по которому будут узнавать Россию десятых годов. Может быть, даже чересчур программным — «Левиафан», скорее, похож на заключение врача, чем на свидетельство очевидца.

А вот литература, напротив, таким заключением быть не может. У художественного текста очень высокий порог чувствительности — все искусственное, не очень честное или попросту пропагандистское его никогда не преодолевает, независимо от желания автора, критика или читателя. Именно этим, кстати, можно объяснить феномен современных писателей, пишущих замечательные книги и очень плохие колонки. И именно поэтому так важно дождаться возникновения книги про нас, про наше время,

чтобы пройти испытание текстом, понять, что настоящее, а что — нет, что важное, а что — не очень.

Ждать, вероятно, осталось недолго. Тишина сегодняшнего дня — это уже не говорящая тишина нулевых, это скорее замешательство ошарашенного человека, секунды звенящего молчания перед страстной отповедью.

История не кончилась, а автор не умер. Все громче звучат предсказания о возвращении в культуру модернизма, чей приход совпадет с эпохой больших исторических потрясений. И пусть перспектива исторических потрясений радует мало, хорошо уже то, что, возможно, мы переживем их с настоящей честной литературой, а не с ежесентябрьским томиком Пелевина в руках.

Новости и материалы
Матвиенко рассказала, когда будут внесены и рассмотрены кандидатуры министров
В Росгосцирке назвали причину увольнения 15 собак из московского цирка
Костомаров спел песню «Город, которого нет» на шоу Авербуха
Патриарх Кирилл пожелал Путину дерзновения и душевного мира
В подполье сообщили об ударе России по силам ВСУ в Черниговской области
Пашинян пригрозил отключить российские каналы в Армении
Пашинян сообщил, что трехстороннее соглашение от 2020 года больше не действует
В Совфеде предложили сделать день инаугурации президента РФ выходным
Санду рассказала, почему Молдавия остается бедной страной
Найден новый способ лечения наследственной слепоты
Российские активы принесли UniCredit рекордную прибыль
«Рыжий» из «Иванушек» удивился грядке бамбука за миллион в Сочи
Санду рассказала, что делала в день начала СВО
Представлен иранский смартфон с изогнутым экраном за 16 тысяч рублей
46-летняя Анфиса Чехова снялась топлес
Патриарх Кирилл обратился к Путину после молебна
Посол ФРГ в России Ламбсдорф прибыл в Берлин
Таиланд в апреле принял рекордное число российских туристов
Все новости