Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Когда уходят великаны

Дмитрий Петров о «шестидесятниках». Которых больше нет

Клонится к концу 2018-й – год круглых дат. Они будто «река воды жизни» из «Откровения» Иоанна Богослова – отражают вехи удивительно сложной и противоречивой истории русского ХХ века. От 1030-летия крещения Руси до 100-летия анафемы патриархом Тихоном гонителей веры. В ней травами сплелись политика и культура, позор и подвиг, тупая неумолимость и высокий гуманизм, жестокость к таланту и величие творчества.

Примеры – здесь. Рядом.

20 октября – 100 лет Комсомолу. А 19-го – 100 лет Александру Галичу. Барду, которого сурово клеймил вожак ВЛКСМ Сергей Павлов. Хоть он и написал к его 40-летию пьесу «Пароход зовут «Орленок». Да, Галича мы помним за другое. А Павлова – в том числе и за это.

100 лет ВЧК – Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. И 100 – Александру Солженицыну. Наследница ВЧК – контрразведка «Смерш» возьмет его в 1945 году. Он проведет годы в неволе. И уделит чекистам тяжкие страницы «Архипелага ГУЛАГ».

Звезда Солженицына взлетает с выходом в журнале «Новый мир» за ноябрь 1962 года его лагерной повести «Один день Ивана Денисовича». В читальнях ее рвут из рук, переписывают. Главному редактору Александру Твардовскому позволяют допечатать еще 25000 книжек.

Вскоре на Пленуме ЦК компартии с участием гостей они скупают в кулуарных спецкиосках 2000 номеров.

В том же номере – текст автора знаменитой повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова «По ту сторону океана» – очерк об Италии и Штатах. Повесть Солженицына резонирует мощнее. Но… «еще неизвестно, какая вещь острее…» – говорят «шестидесятники» – особый культурный круг, названный так критиком Станиславом Рассадиным. Входящих к в него авторов отличают эксперименты со стилем, вызов клише соцреализма, поиск положительного героя в мире автономных, мало зависимых от государства личностей.

В том же 1962 году выходит отдельной книгой повесть «Вечная командировка» молодого автора Анатолия Гладилина. Он уже прославлен изданной в журнале «Юность» повестью «Хроники времен Виктора Подгурского», что с точностью снайперской пули поразила мироощущение читающей молодежи. Эпиграф к «Командировке» – фрагмент песни «шестидесятника» Булата Окуджавы «Сентиментальный марш»:

И если вдруг
когда-нибудь
мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье
ни покачнуло шар земной,
Я все равно паду на той,
На той далекой, на гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной…»

Тревога и чувство опасности, вызванные ощущением «холодной гражданской войны» между любителями тюремной сталинской железобетонности и сторонниками более открытой миру и свободной жизни, не покидает этих ворвавшихся в литературу талантливых, совсем молодых и сравнительно молодых авторов – «хозяев мира», как тогда назвал их на пленуме Московской писательской организации поэт Ярослав Смеляков. Да. Они видели себя кем-то подобным. И обсуждали свою задачу: дать миру, а для начала СССР – новый язык. Изменить его культуру.

И не мудрено. Их поэтическим турнирам рукоплещут стадионы и элитные площадки – залы Парижа и московского Политехнического музея. «Политехнический – моя Россия!» – пишет Андрей Вознесенский.

В прозе словно дамбу прорвало. Невесть откуда идут – всех и не назвать: Василий Аксенов, Владимир Войнович, Георгий Владимов, Борис Балтер, Юрий Казаков, Илья Крупник, Анатолий Кузнецов, Владимир Максимов, Георгий Семенов и еще много ярких имен.

Критика порой их ругает. А власть – грозит, как Никита Хрущев в Георгиевском зале Кремля, крича: «Я буду бороться против всякой нечисти!!! …Теперь уже не оттепель и не заморозки – а морозы… Самые жестокие морозы…» Но их повести и стихи нередко печатают ведущие газеты и журналы, а книги – издательства.

В 60-70 годах Василий Аксенов издает в СССР романы, повести и рассказы. У Гладилина, начиная с «Хроники времен Виктора Подгурского» выходят «Бригантина поднимает паруса», «История одного неудачника», «Дым в глаза», «Песни золотого прииска».

Но все – до поры. С каждым годом издаться все труднее. После выхода в «Молодой гвардии» яркой и пряной повести «Песни золотого прииска» Гладилина атакует все тот же вожак комсомолии Павлов. Заявляет: «Воспитывать молодежь мешают американский империализм и книги Анатолия Гладилина». ЦК ВЛКСМ постановляет! Комсомольская пресса ругает на чем свет стоит.

Но на дворе «оттепель». Красную идеологическую лодку сильно «болтает». Сегодня на тебя льют грязь, а завтра обнимает князь. Вот и на пленуме московских писателей 1962, как вспоминают его участники, Твардовский в перерывах гордо ходит с «Новым миром» под мышкой. А другой «столп советской культуры» Константин Симонов, взяв под руки Аксенова и Гладилина, «театрально прогуливается… а куча фотографов «блицует» троицу в назидание потомству...»

То есть, кое-что удается. В 60-70-х у Гладилина выходят «Вечная командировка», «Первый день нового года», «История одной компании», «Евангелие от Робеспьера», «Сны Шлиссельбургской крепости», рассказы и очерки, другие тексты. Книги и журналы с его публикациями читатели дают друг другу, как тогда говорили «на ночь». И рады, если получают обратно. Пусть потрепанными.

Но изданный в 1972 году в эмигрантском издательстве «Посев» жестко «непроходной» в СССР «Прогноз на завтра» обладатели дают только тем, кому очень доверяют. И у себя дома.

А гайки крутят все круче. Общение с издателями – как пытка. Выбор: вымарать идеологически сомнительные куски, или, как говорит одна редактрисса: «сесть на текст и ждать». Аллергия Гладилина на ситуацию все сильнее. Зреет желание уехать. Как друзья – невозвращенец Анатолий Кузнецов и выдавленные из страны Галич, Максимов и Некрасов. В 1976 году он к ним присоединяется.

И осваивает новую сферу – радио. В Париже. На «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов). Через его микрофон проходят диссиденты, музыканты, поэты, художники покидающие СССР. Вскоре «стражи застоя» добавляют к ним собратьев-«шестидесятников» – Аксенова, Войновича, Владимова… Гладилин им помогает. Несмотря на твердость в принципиальных вопросах, он отзывчив. Дает друзьям работу на «Свободе». Добивается для Некрасова лучшей пенсии. Встречает в аэропорту Аксенова. То что много «шестидесятников» – вне Союза мало что значит. Это новое поколение уже изменило русскую культуру и своих читателей.

Дало им особый язык. Особый взгляд на мир и стиль жизни.

И пишет. За границей, а после и в России выходят его «Репетиция в пятницу», «Концерт для трубы с оркестром», «Запорожец», «Парижская ярмарка», «Каким я был тогда», «Большой беговой день», «Французская советская социалистическая республика», «Меня убил скотина Пелл», «Тень всадника», «Жулики, добро пожаловать в Париж», «Улица Генералов», «Лодочник», «Тигрушка»… Переиздаются «Песни золотого прииска», «Евангелие от Робеспьера» и другие.

В отличие от вернувшегося Войновича и Аксенова, живущего на три страны, Гладилин остается в Париже. Но навещает родину. Пирует со старыми друзьями, заводит новых. Выступает на радио и ТВ. Дает интервью газетам. Снимается в документальных лентах. И – снова едет во Францию. В минувшие два года в Москве его не видят.

Ему предельно чужды любые политические иконы. О себе 60-х в «Улице Генералов» он пишет:

«Я… искренне верил в светлое будущее. В том смысле, что рано или поздно, попортив нам кровь, старые пердуны исчезнут, а наше поколение… всё построит по-другому». Но еще 1968 год унес все их грезы о «социализме с человеческим лицом».

Да и говорить о том поколении, как о некоем целом, и о его победах и поражениях в политическом измерении – сложно.

Теперь, увы, пора признать: оно ушло. Вместе с Гладилиным. Только что – 24 октября 2018 года. Когда вышел «Виктор Подгурский», он стал первым «шестидесятником». И оставался последним, пока не ушел. Через месяц после выхода «Репетиции в пятницу».

Комиссары в пыльных шлемах склонились. Теперь Гладилин и его спутники – а каждый из них был великаном (неважно большим или малым) русской литературы – ушли. В вечную командировку. В царство Главного Редактора. До его решения.

А что же «новое поколение»? Нужно ли оно русской культуре? Придет ли обновить ее? Зависит от него.

Новости и материалы
Косторная о занятиях балетом: мне все время не нравится
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
Все новости