Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Марш против страха

Станет ли в стране меньше ненависти или больше крови

Марш памяти Бориса Немцова стал маршем не столько против войны и кризиса, сколько против страха. Действительно, за минувший год российское общество дошло до черты, когда за «непатриотическую» позицию могут не только оскорбить, но и проломить голову. И все-таки люди вышли на улицы. Причем, что важно, не только в Москве, но и в регионах, где зачастую быть несогласными еще опасней.

По разным оценкам, в столице почтить память Немцова, убитого 27 февраля, пришли от 30 до 50 тысяч человек. Вместо антикризисного марша «Весна» в Марьино, одним из организаторов которого и выступал Немцов, людям предложили прийти на шествие памяти политика в центре города. А требования перемен в экономике и политике сменились на более конкретные: расследовать резонансное преступление, найти убийц и прекратить пропаганду ненависти в стране.

Лозунги «Эти пули — в каждого из нас» и «Пропаганда убивает», которые несли участники марша, сегодня уже не просто фигура речи, а констатация факта. Призывы бороться с «пятой колонной» превратились в опасную идею фикс защиты государства от любого инакомыслия. А вот как бороться, каждый уже понимает сам для себя. За призывы насильственно останавливать несогласных с властью, которые выкрикивали на марше Антимайдана, не возбуждено ни одного, даже административного, дела.

Как образно выразился диакон Андрей Кураев: сегодня у нас различие между либералом и патриотом определяется реакцией на услышанную реплику. Услышав призыв «Пора валить!», либерал спрашивает — «куда?», а патриот — «кого?».

Борис Немцов, как выяснилось после его убийства, обращался в полицию с заявлением о том, что в его адрес поступают угрозы. Но стражи порядка, видимо, не сочли это заявление важным –

угрозы физической расправы стали в сегодняшней России чуть ли не обыденным делом.

И почти нет сомнений, что если бы с таким заявлением обратился кто-то из провластных политиков, и дело бы возбудили, и телевизионщиков подключили. Рано или поздно слова ненависти оборачиваются битой, ножом или пулями.

Телеканал НТВ снял с эфира фильм «Анатомия протеста-3», который должен был выйти в эфир вечером 1 марта, после марша «Весна». Был удален и ролик с анонсом фильма, в котором обещали в очередной раз рассказать, кто и как готовит «российский майдан» — естественно, на деньги Госдепа, с помощью киевских инструкторов, «национал-предателями» Навальным, Касьяновым, Немцовым...

27 февраля одним «врагом» у тех, кто снимает такие фильмы, и тех, кто им верит, стало меньше. Но не стало меньше ненависти, которая льется с экранов, разделяя граждан России на «своих» и «чужих».

Смерть Немцова тут же стали трактовать как политическую провокацию все тех же США с Украиной, примкнувших к ним либералов и всех тех, кто позволяет себе критиковать власть, таким образом продолжая грубую информационную войну.

«Оголтелый патриотизм», долгое время поощряемый властью и подпитываемый с экранов телевизоров, легко может перестать быть управляемым и перейти в режим личной инициативы. Отсюда и нападения на марш памяти в Воронеже — спикеров акции забрасывали зеленкой при полном невмешательстве полиции. В Мурманске марш и вовсе не согласовали, активистам пришлось почтить память Немцова одиночными пикетами.

Хотя совершенно очевидно, что такой разнарядки сверху не было. Скорее наоборот, раз власти пошли на уступки в Москве и быстро согласовали акцию, то на местах легко могли бы последовать примеру столицы. В конце концов, сам президент выразил свои соболезнования матери оппозиционного политика, а если так, почему обычные горожане не могут публично выразить свой траур? Ведь даже в войну противоборствующие стороны дают возможность проститься с погибшими.

После резонансного убийства Немцова многие говорят: «Мы проснулись в другой стране».

На самом деле мы давно — минимум год — живем в стране, в которой инакомыслие приравняли к предательству, за которое могут убить. Просто вчера убивали словами, а сегодня начали пулями. Количество ненависти перешло в качество.

Да и проснулись далеко не все. Большая часть граждан страны дремлет под телевизор и дальше, пребывая в уверенности, что страна, в которой за слово против власти могут не только посадить, но и убить, — встает с колен, а не летит в черную дыру.

Убийство Немцова сегодня называют «упавшим «Боингом» для внутренней российской политики. Как мы помним, крушение самолета в Донецкой области, в котором погибли почти триста совершенно непричастных к войне людей, по существу ничего в этой войне не изменило. Хотя сначала многим казалось, что эта страшная трагедия одним своим фактом обязана остановить кровь. Но войну, к сожалению, как и «охоту за головами», легко начать, а вот остановить, даже при всем желании, куда труднее.

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости