Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Блогер полпроцента

Большинство интернет-пользователей аполитично и не симпатизирует никаким партиям и политикам

Известность в современной России по-прежнему гарантирует только телевидение. И даже авторам скандальных разоблачений в сети не удается завоевать всенародной популярности.

Влияние интернета на россиян сильно преувеличено. Хотя интернетом когда-либо пользовались около 40% россиян, регулярно посещает сеть не более 30%. Более полутора-двух часов в день проводят «мировой паутине» не больше 5–6% населения. Исследования показывают (см. «Интернет и политическая ангажированность в России»), что на мировоззрение человека оказывает влияние не пользование интернетом как таковым, а доверие и регулярное обращение к профессиональным интернет-изданиям и аналитическим сайтам. Те, кто заходит в сеть, ищут там прежде всего развлечений и общения, а не серьезную информацию. Большинство пользователей вообще аполитичны и не симпатизируют никаким партиям, движениям или политикам.

Людей, которые используют интернет для того, чтобы разобраться в происходящем, немного — не более 6% на всю страну.

Сравнительно чаще к этому прибегают люди в возрасте от 25 до 39 лет (10%), москвичи (12%), с высшим образованием (13%), благополучные (могут покупать относительно дорогие вещи – 16%).

Именно эти группы являются целевой аудиторией, к примеру, известного российского блогера, борца с коррупцией, победителя виртуальных выборов мэра Москвы Алексея Навального. Здесь он хоть сколько-нибудь известен и может рассчитывать на поддержку своих идей. Среди молодежи (25–39 лет) к его мнению готовы прислушаться 1% респондентов, в благополучных слоях населения 2%, в Москве 4%. Но насколько тот же Навальный популярен за пределами интернета и блогосферы?

В мартовском исследовании Левада-центра в открытом вопросе (без подсказок) респондентам предлагалось самостоятельно назвать «пять-шесть политиков, которым они больше всего доверяют». В этом своеобразном рейтинге Навальный занял 31-е место из нескольких десятков названных имен, получив «голоса» 0,5% россиян. Учитывая, что погрешность исследования составляет 3,2%, его фигуру по популярности можно сравнить с Юрием Лужковым (0,7%), Борисом Немцовым или Ириной Хакамадой (по 2%). Первые строчки заняли Путин (39%) и Медведев (34%) вместе с другими «официальными» политиками.

Другой открытый вопрос того же исследования позволяет составить представление о популярности Навального как блогера. К его «мнению по общественно-политическим вопросам» готовы прислушаться 0,4% населения. Здесь его обгоняют те же Медведев с 2%, Путин с 1,6% (хотя он вроде бы не ведет блога) и Артемий Лебедев (0,5%). Заметим, что

в России читают блоги не более трети интернет-пользователей (что составляет около 7–8% населения страны).

Гораздо лучше известен Алексей Навальный тем, кто сталкивался с ним не как виртуальным, а как с реальным персонажем. Так, в Кирове, где в 2009 году Навальный занимал пост советника губернатора Никиты Белых, согласно прошлогоднему октябрьскому исследованию Левада-центра, 17% опрошенных в возрасте 16–29 лет ответили, что слышали о таком политике. При этом 11% относились к нему положительно, а 6% отрицательно.

Данные социологических опросов не должны удивлять. Известность в современной России гарантирует только телевидение, которое смотрит ежедневно более 80% населения. Именно таким образом узнают о последних новостях около 94%, подавляющее большинство – из передач трех государственных каналов.

По интернету следят за последними событиями не больше 11% населения.

Вполне закономерно, что наиболее авторитетными политиками являются первые лица государства. Среди неполитических фигур лучше всего известны и заслуживают доверия патриарх Кирилл (который к тому же обладает символическим ресурсом церкви – 11%), Владимир Познер (6%), Владимир Соловьев, Андрей Малахов и Никита Михалков (по 4%).

Феномен Навального как одного из самых известных героев политического рунета обнажает две вещи. Во-первых, то, что влияние интернета на россиян по сравнению с традиционными СМИ по-прежнему ничтожно. Во-вторых, самоупоение, в котором политически ангажированная виртуальная аудитория не желает замечать и понимать реального положения вещей. Чрезмерное же упрощение действительности снижает возможности влияния новых политиков «из интернета».

Автор – социолог Левада-центра

Новости и материалы
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Петербурженку обвинили в поджоге военкомата по наводке аферистов
Путин поручил ускорить работу по подготовке стратегии развития ТЭК
Все новости