Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бакинские коридоры

Россия, Иран и Азербайджан достроят международный транспортный коридор

Россия, Иран и Азербайджан намерены достроить транспортный коридор, который свяжет страны Персидского залива с Россией и Евросоюзом. Деньги на проект — $1 млрд — имеются. Но его реализации могут помешать политические разногласия стран-участниц.

В понедельник в Баку лидеры России, Азербайджана и Ирана подписали декларацию, направленную на развитие трехстороннего сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах, в сфере противодействия терроризму. В документе, в частности, говорится о желании трех государств диверсифицировать транспортные потоки и средства доставки грузов «на основе принципов рыночной экономики, свободы конкуренции и взаимной выгоды».

«Стороны будут и далее на взаимной основе содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг», — отмечается в тексте декларации.

Декларация длиной 7200 км

Первым на саммит глав государств в Баку прилетел президент Ирана Хасан Роухани. В воскресенье он провел встречу с глазу на глаз с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, после чего обе стороны обозначили ключевую цель бакинского саммита. Точнее говоря, наиболее конкретную цель саммита — договориться о завершении строительства международного транспортного коридора «Север – Юг». И закрепить эту цель в декларации.

К приезду Владимира Путина текст декларации уже согласовали Алиев и Роухани. Возражений, по крайней мере на публике, не было.

Предполагается, что международный транспортный коридор «Север – Юг» может оказаться даже удобнее морского маршрута через Суэцкий канал. И выгоднее с точки зрения себестоимости перевозок. Речь идет о достройке конкретного участка коридора: Решт (Иран) – Астара (Азербайджан) протяженностью 172 км. Эта часть транспортного пути является недостающим элементом для организации прямого железнодорожного сообщения из Персидского залива в Европу. Сейчас по этому коридору уже транспортируются грузы, в том числе с участием РЖД. Объем перевозок в 2015 году составил 7,3 млн тонн. После соединения железнодорожных веток грузопоток может вырасти до 10 млн тонн в год.

Весь коридор «Север – Юг» будет иметь протяженность 7200 км, поясняли ранее в компании «Российские железные дороги» (РЖД).

Коридор соединит Россию (до Санкт-Петербурга) с индийским Мумбаи. Перевозки по этому коридору останутся мультимодальными, то есть с использованием не только железнодорожного, но и автомобильного и морского транспорта.

В Европу за $1 млрд

О деталях «стройки века» накануне саммита рассказал посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин. Он оценил стоимость проекта в $1 млрд. Как минимум половину вложат Иран и Азербайджан. Готовность принять участие в строительстве железной дороги Решт – Астара продемонстрировали также Чехия и Венгрия, добавил посол.

Азербайджан планирует завершить строительство железной дороги в Астаре к концу 2016 года. «К примеру, товары из Индии будут отправляться по морю в иранский порт Бандар-Аббас в Персидском заливе, затем доставляться в Решт по железной дороге, оттуда грузовыми автомобилями в Астару и, наконец, через железнодорожную сеть Азербайджана в Россию или в других направлениях», — сказал Пакайин. Под «другими направлениями» подразумевается Европа, ее восточная и северная части.

Пакайин сказал также, что другой недостроенный участок железной дороги в рамках этого же проекта, Казвин – Решт, готов на 93% и будет сдан в эксплуатацию к марту 2017 года.

Иран хочет в Европу

Намерение соединить разрозненные участки железнодорожной магистрали и создать единый транспортный коридор Россия, Иран и Азербайджан обсуждают чуть ли не 10 лет, в активной фазе — с 2008 года.

Если он и будет реализован, то в первую очередь благодаря Ирану и Азербайджану. У России сейчас нет лишних денег. «После снятия санкций Иран начал зарабатывать на продаже нефти, наращивает ее добычу, поэтому ищет новые рынки сбыта и готов вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты», — говорит Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Для Азербайджана сдача в эксплуатацию ветки Решт – Астара означает возможность увеличить объемы и снизить стоимость поставок плодоовощной продукции в Россию. Тем более что основные конкуренты по плодоовощной продукции — Турция, Молдавия и Болгария — попали под российское эмбарго.

Примерно 7% помидоров, продающихся сейчас в России, приходится на долю Азербайджана.

Как сообщил ранее министр сельского хозяйства прикаспийской республики Гейдар Асадов, с января по июнь экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию вырос на 27,5%, фруктов — на 13,1%, овощей — на 33,1%. Кроме того, Баку поставляет в Россию бобы, рис, продовольственные и кормовые ячмень и просо, сухофрукты, мясную и молочную продукцию.

Потенциально для России линия «Север – Юг» поможет интенсифицировать товарооборот со странами Персидского залива и Индией. Россия может поставлять в этот регион зерно, оборудование, медицинские препараты, удобрения и сельскохозяйственную технику.

Китайский дракон выжидает

Но бенефициаром проекта может стать все-таки не Иран и не Россия, а Китай. «Если Китай увидит, что эта магистраль — самый удобный и быстрый путь на европейский рынок, то китайские экспортеры превратят «Север – Юг» в часть Шелкового пути», — говорит Абзалов.

Бакинский коридор может также рассматриваться Пекином в качестве альтернативы Малаккскому проливу — основной транспортной артерии Китая. В случае обострения отношений со странами Южной Азии Китаю может быть выгоднее пробиваться в ЕС по сухопутному коридору «Север – Юг», рассуждает Абзалов.

«Для России важно стать частью этого проекта, с учетом нарастающего торгового потока между Юго-Восточной Азией и Европой. Участие России в реализации проекта транспортного коридора усиливает позиции России в двусторонних отношениях с Китаем», — говорит Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития.

Помешать реализации проекта могут политические амбиции заинтересованных сторон. Иран, например, дает понять, что не готов однозначно поддерживать позицию Азербайджана в карабахском конфликте. Хотя по приезде в Баку иранский лидер Роухани в очередной раз заверил, что Исламская Республика Иран признает территориальную целостность Азербайджана, тем не менее Роухани планирует визит в Армению. Сама идея визита вызвала негодование официального Баку и настороженное отношение в Москве.

Дело в том, что Иран объявил о трехкратном наращивании в Армению поставок природного газа к 2018 году — с 1 млн до 3 млн баррелей в стуки. Министр нефти Ирана Биджан Зангане заявлял при этом, что «Армения — небольшой потребитель газа», но она может открыть «важный путь для экспорта газа из Ирана». Куда Иран планирует поставлять газ, кроме Армении, Тегеран не уточняет. Соседняя Грузия — тоже небольшой потребитель. Но понятно, что самый емкий рынок и «самый большой потребитель» — это, конечно же, Европа. Выход на европейский рынок — основной стимул для Ирана достраивать недостающие звенья сквозной железнодорожной магистрали.

Но совместный маневр Ирана и Армении — это удар по интересам «Газпрома». Газовый монополист поставляет газ в Армению и не заинтересован в иранском конкуренте на местном рынке. Не говоря уже о том, захочет ли Россия в принципе допустить иранский газ к европейским потребителям.

Потребители большие и малые

Азербайджан также недоволен сближением своего партнера Ирана с Арменией. Армению в Баку называют не иначе, как страной-агрессором, оккупировавшей чужую территорию. Накануне саммита в азербайджанских СМИ активно обсуждалась тема новых экономических амбиций Ирана, а конкретно, желание Тегерана прорваться на европейский рынок за счет компромисса с враждебной Арменией. Тегерану неофициально посоветовали направлять свои усилия на Персидский залив. Там есть где развернуться. А рынок Европы оставить в покое.

Гарантий успешной реализации достройки международного транспортного коридора сейчас никто не даст, полагает Лисоволик. Европа может расценить усилия Москвы в этом регионе как очередную попытку оказать давление на Брюссель через азиатских партнеров. «Север – Юг» может остаться региональным проектом трех стран. «Но может возобладать и здравый смысл. Транспортный коридор такого масштаба выгоден Европе, он обеспечит диверсификацию торговых потоков, не говоря уже о том, что европейский рынок традиционно интересен Азербайджану, Ирану, Китаю и, конечно, России».

Новости и материалы
В Шебекино объявили ракетную опасность
X Маска проиграла суд, в котором пыталась «переизобрести» авторское право
Дегтярев прибыл в Москву
Король Карл III встретился с Бекхэмом после того, как отказал Гарри в важной просьбе
Нехватка доступного жилья становится «ключевым полем битвы» для Европы
Пожар в варшавском ТЦ локализовали
Глава IBA Кремлев вручил по 3 млн рублей дагестанцам, спасавшим людей в Петербурге
Нуланд призвала развернуть на Украине дальнобойные орудия
СК расследует массированный обстрел Белгорода со стороны ВСУ
Барецкий нашел работу для Ивлеевой после бойкота на фоне скандальной вечеринки
РПЛ пошутила над камбэком «Динамо» в матче с «Балтикой»
Скатившийся в реку в Ленобласти автомобиль с пьяными подростками уходил от погони
В результате обрушения дома в Белгороде после обстрела есть пострадавшие
В Печоре завершили разбор завала на месте обрушения дома
Гладков выехал на место обрушения подъезда в жилом доме в Белгороде
В «Зените» признали, что вряд ли смогут выиграть РПЛ
Немцев спросили, верят ли они в нападение России на страны НАТО
Экс-премьер Украины рассказал, когда украинцам ждать дефолта
Все новости